В послевоенный период Минск в плановом порядке перестраивался – вероятно, в едином порыве построить новый мир на месте фрагментарно разрушенного старого. Он рос темпами, беспрецедентными для европейского градостроительства.
«Когда Минск начал застраиваться после войны, в основном здесь существовала именно усадебная застройка с небольшими неказистыми домами. Когда начиналась реализация генерального плана Минска, естественно, у всех была одна мечта – избавиться поскорее от остатков войны, убрать старое», – говорит в 2011 году директор УП «Минскградо».
В 50-х годах появилось больше многоэтажных домов.
«В первую очередь строили жилые дома вдоль главных улиц со стилем, известным ныне под кодовым названием «сталинский ампир». Тогда же появилась необычная, но, надо особо подчеркнуть, неплохая застройка: малоэтажная (в 2-3 этажа), с форматом внутригородских поселков.
Из сохранившихся это знаменитая Осмоловка, при заводах – поселок на Кошевого, по Партизанскому и возле кинотеатра «Комсомолец». Тогда же выдавали участки под индивидуальные дома в Северном поселке. То есть это было запланированное и, кстати, строго регулируемое по площади и облику жилье», – проводит различие между типами индивидуальных домов Полина Вардеванян.
После войны выделялись огромные территории под строительство усадебных домов под кредит, подтверждает немецкий исследователь Минска Томас Бон. В то время в качестве городского квартала появился, например, Сельхозпоселок.
Результат нравился не всем.
«Во время визита одного московского художника в 1963 году (возможно, речь идёт о главном художнике Москвы М.Ф.Ладуре) тот оскорблял белорусскую столицу, сказав, что «Минск как был деревней, так и остался», – пишет Томас Бон в книге «Минский феномен».
По его словам, в 60-х годах Минск стал самым быстрорастущим городом СССР.