Душевный спецпроект Зелёного портала


Улыбайтесь, вас снимают!


10 практических советов от фотографов «Зоошанса»

Фотографировать людей сложно. А что делать, если в объективе фотоаппарата животное? О том, как избежать танцев с бубном в попытке поймать тот самый кадр рассказали волонтёры-фотографы «Зоошанса» Ирина Луганская и Александра Пехота.
Ирина Луганская
Ясный зимний день. Ароматный малиновый чай на столике в незнакомом кафе. Веселые огоньки, пахучие еловые лапки. Скоро Новый год. И именно сегодня в студии по соседству, пройдет фотосессия воспитанников «Зоошанса». Это будет особая съемка, предновогодняя, а значит чуть-чуть волшебная.
Жду фотографа Ирину, чтобы побеседовать и, конечно же, поучаствовать в магическом процессе.

Ирина Луганская помогает «Зоошансу» более пяти лет. Приехав в Беларусь из далекой Сибири, она и не подозревала, что в нашей стране так много бездомных
животных, а их боль и проблемы мало кого волнуют.


Вижу улыбающуюся Ирину. Она только что пристроила очередного кота.

Под ещё не остывший малиновый чай говорим о том, как сделать крутой снимок.
«Все началось с котиков. Помогая с передержками, нужно было постоянно фотографировать животных, чтобы их пристраивать. Все время искать фотографа было невозможно, поэтому пришлось научиться фотографировать самой. В итоге меня настолько захватил процесс, что я стала снимать портреты уже и людей. Котиков я снимать не бросила, просто появились целые проекты с участием людей и животных», - рассказывает Ирина.
«Цель фотопроектов с участием людей и бездомных животных — показать, что помощь бездомышам — это нормально, что эта деятельность не связана с грязью, с трешем. Так, мы запустили совместный проект с бойцами ММA. Закончилось тем, что один из спортсменов увез с собой одну из наших кошек, причем это была совсем неприметная зверюшка».
Идем в студию, где заждались котики. Ирина в этот раз выступает в роли помощника, а не фотографа. Как оказалось позже, на съемочной площадке, где модели пушистые, лишних рук не бывает. Пригодились и мои собственные.
«Снимала однажды четырех котят. Полтора часа ползала на коленках. Устала, решила передохнуть, легла прямо на пол. Котята нашли меня, оккупировали мои ноги и уснули. Я просто не могла упустить этот момент. Разложила их художественно и сделала свою работу на отлично», - делится яркими воспоминаниями фотограф.

«Сложнее всего с трусишками. Коту страшно – он ушки поджимает, и получается на фото кот без ушек. С собаками история другая. Если кота можно завлечь игрушками, то, когда снимаешь собак, нужно издавать идиотские звуки. Коты странно реагируют на такие приемы. Собаки же вслушиваются, всматривается, и получаются удачные снимки».

Над одним пушистым комочком колдуют четыре человека. Всё для того, чтобы малыш посмотрел в кадр. Кошку Мону Лизу ищут всё тем же составом из четырех человек. Кошку Варвару пытаются хотя бы просто усадить на колени.
С удивлением смотрю на получившиеся у фотографа фото. У меня самой они размазаны, словно мы фотографировали в разных локациях.
Александра Пехота
Александра снимает бездомных животных уже более пяти лет. Делает это абсолютно бесплатно. В её объектив попадают коты и собаки, которым нужно срочно найти семью. И Саша делает всё, чтобы эта встреча случилась. Для этого она пускает вход все свое мастерство, а также гипноз и магию!
«Очень многое зависит от самого животного. Есть такие котики, к примеру, которые должны быть один на один с фотографом. Если животное боится, то рядом должен быть человек, которому оно доверяет. Ну а если животное легко идет на контакт, то я остаюсь с ним один на один, и тогда начинается магия» .
«Я не знаю, как это происходит, но я знаю, сколько нужно подождать, перед тем, как начать съемку и что вообще делать, чтобы фотографии получились классными, ведь одна и та же забава не подходит разным животным. Есть, к примеру, коты, которые любят перышки, а есть те, которые любят играть со шнурками. У меня с собой всегда есть именно та игрушка, которая подходит именно этому животному.
Однако неудачи тоже случались. Был у меня один котик. Ездила к нему раз пять. И каждый раз он притворялся мертвым. Вот он меня видит и все – тряпочка. Я могла его поднимать, переносить с места на места, но он не реагировал ни на что. Как только я уходила, котик возвращался к жизни. Был и такой случай, когда кот за двадцать минут до моего звонка шел прятаться. Я звонила сказать, что я мол, еду, а он в это время прятался так, что найти его было невозможно. Я уезжала, а кот выходил из укрытия» .
«Щенок ― это тот же ребенок: не хочу и все. Он оближет весь твой нос, руки, будет проситься с дивана, но чтобы заставить его смотреть в камеру, нужно хорошенько постараться. Я стараюсь найти то, на что они реагируют ― еда, игрушка, звук и уже дальше с этим работать, и знание команд тут не обязательно» .
— Часто читаю истории о бездомышах, у которых есть какое-то увечье: нет глазика, проблемы с лапкой. Стоит ли акцентировать на этом внимание именно на фото?
— Я считаю, что это стоит показывать. Нет лапки, глазика —стоит это подчеркивать на фото и не делать из этого трагедию. Ведь это абсолютно полноценное животное. Просто оно с особенностью. Я не люблю фотографировать животных, приукрашивая их каким-либо образом. Мне очень важно через фотографию передать характер. Очень часто это достигается через мимику. Моя главная задача как фотографа — найти какие-то изюминки, чтобы потенциальный хозяин увидел и влюбился.
А как найти эту самую изюминку?
— Приезжаю, смотрю на животное — и мне все понятно. Это очень внутреннее ощущение. Я сразу рисую себе композиции, которые мне хотелось бы с ним сделать. К примеру, есть кадры, где животные улыбаются. Я знаю, как этого добиться, но не расскажу. Это мой профессиональный секрет.
Фотограф Зоошанса
«Начинала с чистого листа. поэтому всЁ, что у меня связано со съемкой животных, было на уровне эмоций, ощущений. Сейчас я могу книгу написать о том, как нужно общаться с животными. Мне кажется, я могу снять любое животное, передать нужную эмоцию, особенность. Многие говорят, что я гипнотизирую животных. Есть в этом какая-то доля правды»
Можно ведь заниматься и коммерческой съемкой породистых кошек/собак. Почему бездомыши?
— Я с малых лет таскала животных, подобранных на улице, в дом. Это была моя душевная потребность. По этой же причине я оказалась и в волонтерском сообществе. Хотела помогать, но не знала, как. Я просто разместила в одной из групп в социальной сети пост о том, что хочу помогать и оставила свой номер. Мне позвонили. Съездила на съемку. Мне стали звонить еще и еще. И я помогала всем, кто ко мне обращался.

«




«Моя первая съемка для «Зоошанса» ― съемка котят. Они все ползали по моим штанам, и никак не хотели позировать. Я понимала, что мне придется их как-то зафиксировать. Понимала и то, что они слишком маленькие, чтобы смотреть в кадр. У меня с собой были изделия из дерева (сердечки). Я просто нацепила котят на эти сердечки и всё, съемка состоялась. С неё и началось сотрудничество с «Зоошансем», благодаря которому в моей жизни и в жизни других людей случилось множество счастливых историй» .

»
«Бездомышей огромное количество.
И чтобы какого-то очередного беспризорного котика заметили и взяли в семью, нужно сделать такое фото, чтобы человек остановился на нем, запомнил, чтобы попасть кадром в душу.
Я очень стараюсь делать именно такие фотопортреты.
Мне важно, чтобы каждое животное имело шанс быть заметным»


Ирина и Александра щедро делятся советами по фотографированию животных.
Зелёный портал преобразовал их в удобный файл, который можно использовать как инструкцию, если вдруг вы захотите стать фотографом и ловить милые мордашки зверюшек в своем объективе.

Изучайте!
Специальный проект Зелёного портала

Текст, фото, видео, инфографика, вёрстка: Татьяна Черновец
Также в проекте используются фото из архивов героинь
Редактор: Янина Мельникова
Консультация по дизайну проекта: Антон Суряпин


Спецпроект создан участницей курса "10 крокаў да якаснай журналістыкі", организованного ОО "Белорусская ассоциация журналистов" в партнерстве с Международной федерацией журналистов

Координатор: Антон Суряпин